
Информация
по вопросам ценообразования, формирования тарифов и
порядка расчета платы за коммунальные услуги и услуги, касающиеся обслуживания жилищного фонда и причинах ее роста в 2025 году
В соответствии с Жилищным кодексом РФ:
размер платы за коммунальные услуги, включающей плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами (далее – плата за коммунальные услуги), рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), и тарифов на коммунальные услуги, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ;
плата за содержание жилого помещения, включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.Плата за содержание жилого помещения не регулируется государством, её размер определяется собственниками жилых помещений при выборе способа управления многоквартирным домом(непосредственный способ управления, ТСЖ, ЖКС, либо с привлечением управляющих компаний), либо в договоре управления домом. Размер платы за содержание жилого помещения следует уточнять в своей Управляющей компании;
капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе взнос на капитальный ремонт. Установление минимальногоразмера взноса на капитальный ремонт относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ в области жилищных отношений.
Контроль за правильностью установления размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, определения размера и внесения платы за коммунальные услуги граждан осуществляет Служба жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, сайт: https://jsn.admhmao.ru/.
Установление и контроль применения тарифов на тепловую энергию, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, по обращению с ТКО осуществляет Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (далее – РСТ Югры). Информацияразмещена на сайте РСТ Югры (https://rst.admhmao.ru/), баннер «База тарифных решений РСТ Югры» (расположен в нижней части главной страницы сайта, переход осуществляется по стрелке) и в разделе «Документы» в подразделе «Приказы службы» / «Теплоэнергетика» / «Водоснабжение и водоотведение» / «Газовая отрасль» / «Обращение с твердыми коммунальными отходами».
Установление нормативов потребления на холодную, горячую воду, водоотведение, отопление, подогрев воды, минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме осуществляетДепЖКК и энергетики Югры, сайт:https://ds.admhmao.ru/deyatelnost/.
Установление нормативов накопления ТКО относится к компетенции Департамента промышленности Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, сайт: https://depprom.admhmao.ru/.
РСТ Югры в соответствии с полномочиями, утвержденными постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 14.04.2012 № 137-п, устанавливает тарифы на товары (услуги) в сферах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО).
Формирование тарифов на коммунальные услуги, по которым потребители рассчитываются с поставщиками коммунальных услуг, производится РСТ Югры исходя из необходимых экономически обоснованных в соответствии с требованиями законодательства расходов на топливо, материалы, электроэнергию, амортизацию, ремонт и техническое обслуживание производственного оборудования, оплату труда работников, и прочие цели, отнесенные на соответствующий полезный отпуск услуги.
Величина тарифов определяется с учетом технико-экономических показателей систем коммунальной инфраструктуры, созданных в муниципальных образованиях, которые зависят от КПД эксплуатируемого оборудования, вида топлива, уровня автоматизации технологического процесса, протяженности инженерных сетей, загрузки основных производственных фондов, объема реализации коммунальных ресурсов, а также наличия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы модернизации и реконструкции коммунальных систем.
Ежегодное увеличение тарифов на коммунальные услуги обусловлено ростом цен на продукцию естественных монополий (газ, электроэнергию), уровнем прогнозной инфляции в соответствии с прогнозом социально-экономического развития РФ, поэтапным доведением заработной платы до уровня, предусмотренного отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ, а также (в некоторых случаях) снижением объемов реализации коммунальных услуг, связанным с погодными условиями и энергосбережением потребителей.
Одним из принципов тарифного регулирование является достижение и соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей коммунальных ресурсов. Данный принцип достигается путем установления тарифов на уровне, обеспечивающем регулируемой организации получение планируемого объема выручки от поставки ресурсов в размере, необходимом для возмещения экономически обоснованных расходов, включающих налоговые и иные обязательные платежи, с одной стороны, и обеспечения доступности коммунальных ресурсов для потребителей, с другой стороны.
Определение РСТ Югры экономически обоснованных расходов производится согласно норм и нормативов, предусмотренных законодательством РФ о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством в регулируемых сферах деятельности.
Необходимо отметить, что значение совокупной платы за услуги тепло-, водоснабжения и водоотведения, рассчитанное исходя из установленных тарифов в каждом субъекта РФ, отнесенным к территории Крайнего Севера,по ХМАО–Югре сложилось на 20% ниже относительно среднего уровня субъектов РФ, находящихся в соответствующих природно-климатических условиях.
Для информирования граждан на официальном сайте РСТ Югры – https://rst.admhmao.ru/ размещена информация:
об установленных РСТ Югры тарифах на коммунальные услуги: баннер «База тарифных решений РСТ Югры» (расположен в нижней части главной страницы сайта, переход осуществляется по стрелке), раздел «Документы» подраздел «Цены, тарифы» (http://bptr.eias.admhmao.ru/?reg=RU.5.86);
о принятых РСТ Югры приказах: раздел «Документы» подраздел «Приказы службы» (https://rst.admhmao.ru/dokumenty/);
о законодательстве, которым руководствуется РСТ Югры при регулировании тарифов:раздел «Документы» подраздел «Законодательство» (https://rst.admhmao.ru/dokumenty/);
о расходах и производственных показателях, принятых в тарифах, отраженных в протоколах заседаний правления (https://rst.admhmao.ru/raskrytie-informatsii/).
С 2014 года увеличение тарифов происходит 1 раз в год с 1 июля в рамках предельных уровней роста платы граждан за коммунальные услуги, утверждаемых Правительством Российской Федерации и Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Тарифы на коммунальные услуги на текущий год cформированы с учетом предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по муниципальным образованиям автономного округа, установленных постановлением Губернатора автономного округа от 11.12.2023 № 185 (в ред. от 11.12.2024) «О предельных (максимальных) индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2024 – 2028 годы» (далее – постановление ГубернатораЮгры № 185) https://admhmao.ru/documents/pravovye-akty/postanovleniya-gubernatora/10877131/ и параметров, определенных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и предельных уровней цен (тарифов) на услуги компаний инфраструктурного сектора на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов, разработанного Минэкономразвития России и одобренного Правительством Российской Федерации 24.09.2024.
На 2025 год распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.11.2024 № 3287-р утверждены:
индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по Югре к декабрю 2024 года: с 1 января – 0 %, с 1 июля – 9,0 %;
предельно допустимое отклонение по отдельным муниципальным образованиям от величины среднего индекса по Югре к декабрю 2024 года: с 1 января – 0 %, с 1 июля – 2,1 %.
С учетом предельно допустимого отклонения размер предельного (максимального) индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в муниципальных образованиях автономного округа (далее – предельные индексы) с 1 июля 2025 года не должен превышать 11,1 % (к декабрю 2024 года).
Следует отметить, что для Югры установлен один из самых низких индексов, ниже только для Амурской области (8,6 %) иРеспублики Алтай (8,8 %). Максимальный индекс установлен для Пермского края 21,1 %.
В соответствии с указанным решением, принятым на федеральном уровне, постановлением Губернатора Югры № 185 максимальный рост платы коммунальные услуги с 1 июля 2025 года по всем муниципальным образованиям автономного округа утвержден в размере 9,0%.
Увеличение платы за коммунальные услуги с 1 июля 2025 года согласно оценке, проведенной на основании приказа Минрегиона России от 23.08.2010 № 378 «Об утверждении методических указаний по расчету предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги», является доступным для населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. В среднем по округу показатель отношения стоимости коммунальных услуг к среднедушевому доходу с июля 2025 года прогнозируется в размере 4,8%, не превышающем значение критерия доступности 8,6%.
Региональной энергетической комиссией Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа распоряжением от 28.11.2024 № 27 установлены тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу с ростом с 1 июля 2025 года в размере 12,5% (минимальный уровень) в рамках предельных уровней тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненных к нему категорий потребителей, утвержденных приказом ФАС России от 11.10.2024 № 718/24 на 2025 год.
В Югре, в целях соблюдения установленных предельных индексов с 01.07.2025, принято решение о дополнительной мересоциальной поддержки потребителейкоммунальной услуги по электроснабжению на территории централизованной зоны электроснабжения автономного округа.
Население будет оплачивать электрическую энергию с учетом мер социальной поддержки.
Для получения меры социальной поддержки оформление и (или) представление гражданами документов не потребуется.
Фактический размер платы за электроснабжение, предъявляемый гражданам к оплате за июль – декабрь 2025 года, подлежит снижению исполнителями коммунальных услуг на величину предоставляемой меры социальной поддержки.
Мера социальной поддержи будет распространятся на граждан, потребляющих электрическую энергию в первом диапазоне объемов потребления, для которых плата за коммунальную услугу начисляется по одноставочному тарифу:
без дифференциации по зонам суток;
с дифференциацией по зонам суток, в случае если объем потребления электрической энергии в ночной зоне превышает 40 % от ежемесячного объема потребления.
В децентрализованной зоне электроснабжения тарифы установлены с 01.07.2025 с ростом не выше 9,0%.
Таким образом, в платежках с июля 2025 года рост совокупной платы за коммунальные услуги в сопоставимых условиях по сравнению с декабрем 2024 года не должен быть выше предельного индекса, установленного Постановлением Губернатора Югры № 185.
Величина платы за коммунальные услуги рассчитывается по следующей формуле:
Информационный инструмент «Калькулятор коммунальных платежей для граждан», позволяющий самостоятельно произвести примерный расчет платы за коммунальные услуги и оценить соответствие роста размера платы за коммунальные услуги установленным ограничениям размещен на официальном сайте РСТ Югры (http://eias.fas.gov.ru/calc_ku/map/).
Так как очередное изменение тарифов и платы граждан за коммунальные услуги на территории автономного округа произойдет с 1 июля 2025 года, новые значения в платёжных документах мы увидим в августе.
Для того, чтобы самостоятельно сравнить рост платы за коммунальные услуги с 1 июля 2025 года по 31 декабря 2025 года с установленным пределом, необходимо:
1) сложить плату за коммунальные услуги (холодная вода, горячая вода, водоотведение, газ, тепло, электричество, обращение с ТКО) из платежки за декабрь 2024 года;
2) определить плату за коммунальные услуги в сравниваемом месяце, например, июль 2025 года (с 1 июля 2025 года по 31 июля 2025 года) в сопоставимых условиях:
а) найти используемый в расчете объем коммунальной услуги:
если плата за услугу рассчитывается по нормативу, то перемножить норматив на показатель, к которому применяется норматив (например, если плата за холодную воду рассчитывается по нормативу 3,0 м3 на 1 человека в месяц, то при 3-х проживающих объем холодной воды = 3,0 * 3 = 9,0 м3);
если плата за услугу рассчитывается по прибору учета, то в расчете необходимо применять объем декабря 2024 года;
б) найти плату за каждую коммунальную услугу перемножив найденный объем (см. пункт «а») на тариф из платежки за июль 2025 года (с 1 июля 2025 года по 31 июля 2025 года);
в) найти совокупный платеж за коммунальные услуги (холодная вода, горячая вода, водоотведение, газ, тепло, электричество, обращение с ТКО), рассчитанные согласно пункту «б»);
3) рассчитать изменение совокупной платы за коммунальные услуги в процентах, поделив получившуюся плату за сравниваемый месяц июль 2025 года (с 1 июля 2025 года по 31 июля 2025 года) на аналогичный показатель за декабрь 2024 года, далее умножить на 100 и вычесть 100.
Получившийся показатель и будет фактическим изменением платы за коммунальные услуги по конкретной квартире, который сравнивается с установленным постановлением Губернатора Югры № 185 предельным индексом по соответствующему муниципальному образованию.
При этом, если гражданин проживает в многоквартирном доме, в котором выбран способ управления непосредственное управление или способ управления не выбран или не реализован, в соответствии со статьей 154 раздела VII Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ в расчете индекса роста платы за коммунальные ресурсы учитывается плата за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, водоотведение, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее – ОДН), в остальных случаях в расчет платы указанные затраты не включаются.