
Банком России разработаны для кредитных организаций рекомендации, направленные на усиление информационной работы
Банком России разработаны для кредитных организаций рекомендации, направленные на усиление информационной работы в целях повышения осмотрительности их клиентов в отношении сохранности информации, используемой в целях совершения банковских операций, в частности перевода денежных средств.
Так, методическими рекомендациями Центрального банка Российской Федерации от 09.08.2021 № 11-МР кредитным организациям рекомендовано принять дополнительные меры для предотвращения финансовых потерь и снижения риска мошеннических операций в отношении денежных средств лиц с инвалидностью, иных маломобильных групп населения, в том числе пожилых граждан. Указанные меры в том числе могут включать:
- в целях предотвращения проведения операций, влекущих риски финансовых потерь для клиентов из числа лиц указанных категорий (далее – Сопровождаемый) вследствие мошеннических действий, обеспечение таким клиентам возможности, в том числе без личного присутствия, а также без участия работника или представителя кредитной организации, назначить другого клиента данной кредитной организации с его согласия лицом, производящим дополнительный контроль осуществляемых Сопровождаемым операций посредством получения (с согласия Сопровождаемого) уведомлений о финансовых операциях Сопровождаемого, планируемых им к совершению с использованием дистанционных (цифровых) каналов, и возможности подтверждать либо отклонять их (сервис «второй руки»);
- установление ограничений по осуществлению операций определенного вида, включая перевод денежных средств, либо максимальной сумме перевода денежных средств за одну операцию и (или) за определенный период времени, по закрытию вкладов/счетов, оформлению кредитов, платежных карт, валютно-обменных операций, инвестиционных операций, инициированных посредством дистанционных (цифровых) каналов;
- установление запрета на подключение дистанционных (цифровых) каналов (например, на регистрацию в мобильном приложении и (или) интернет-банке) или на отображение информации по всем либо отдельным счетам клиента из числа лиц указанных категорий в случае подключения дистанционных (цифровых) каналов, а также на использование платежных приложений;
- формирование закрытого перечня лиц, в пользу которых возможно осуществление перевода денежных средств, инициированного посредством дистанционных (цифровых) каналов.
Методическими рекомендациями Центрального Банка Российской Федерации от 19.02.2021 № 3-МР (действуют до 24.07.2024, далее в силу вступают Методические рекомендации от 28.02.2024 № 3-МР), для информирования клиентов о рисках совершения несанкционированных операций кредитным организациям рекомендовано осуществлять на постоянной основе СМС-информирование клиентов по теме противодействия мошенничеству, например, не реже 1 раза в квартал, не менее 80% всех клиентов; размещение материалов в помещениях и в витринах офисов кредитной организации на постоянной основе, в том числе в зоне банкоматов, входной группе, кассовом узле, местах обслуживания клиентов; размещение и распространение печатных материалов (например, брошюр) в помещениях офисов кредитной организации и местах обслуживания клиентов
И.о. прокурора Нижневартовского района А.В. Волков